Муниципальный журнал Взрослые и дети Новороссийск

24.04.2017

Герой дня     Имеем право     Образование     Научись!     Психология     Спорт     Стиляга     ЧитайКа     Будь здоров!     Экспедиция «Имя Кубани»    

Подготовка к школе     Разговор по душам    

Психология

Разговор по душам

15.01.2016 Суицид

Сегодня наиболее пристальное внимание специалистов-практиков, ученых-исследователей, общественности обращено на проблему детских и подростковых суицидов. Последнее время наблюдается неуклонный рост количества подростковых завершенных суицидов и попыток. Поэтому, чрезвычайно важно осмыслить проблемы суицидального поведения и попытаться преодолеть существующие сбои в различных системах поддержки детей и взрослых.

ВОЗРАСТНЫЕ ФАКТОРЫ,УСИЛИВАЮЩИЕ СУИЦИДАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ
            В современной литературе причины суицидального поведения детей и подростков сводятся к трем основным комплексам факторов.
1)    Факторы семейного неблагополучия, если они действуют в ярко выраженной и пролонгированной форме. Например, алкоголизация родителей, невыполнение или искажение воспитательной функции в семье отца, нарушение отношений вследствие психиатрического заболевания родителя и т.п.
2)    Травматические факторы - это экстраординарные события, которые вызывают сильное психологическое напряжение, приводящее к дезадаптации. Например, ранняя незапланированная беременность подростков в ситуации отсутствия психологической поддержки со стороны родителей и т.п.
3)    Психопатологические факторы -когда развитие суицидальности обусловлено различными психотическими проявлениями (бред, галлюцинации) или резкой декомпенсацией психопатии и т.п.
В учреждениях образования  приходится сталкиваться преимущественно с так называемыми «ситуационными» суицидальными попытками, нежели с демонстративными и истинными суицидами.
Если особенности возраста полностью игнорируются  родителями и педагогами при построении отношений с подростком, переживающим кризис, то это может спровоцировать импульсивные суицидальные попытки. Приходилось сталкиваться со стремлением родителей, педагогов и администрации образовательных учреждений свести объяснение суицида подростков к какому-либо одному экстраординарному событию или причине.
Такая интерпретация случившегося существенно искажает реальность. Подобная интерпретация может быть частично оправдана только в случае травматического кризиса у подростка, когда известно событие, вызвавшее значительную дезадаптацию, а к суициду привело то, что «не сработали» различные системы поддержки.
 Из наиболее распространенных сейчас кризисов можно выделить так называемый «накопительный» кризис и кризис развития.
«Накопительный» кризис характеризуется тем, что у подростка постепенно растет психологическое напряжение, вызванное серией различных неудач, конфликтов, потерь, сниженной самооценкой и наступает событие, являющееся «последней каплей» («Я больше не могу так жить»).
Кризис развития связан с трудностями идентификации изменений, его особенностью является затруднения в определении действительного источника проблематизации («Мне очень плохо, но я не понимаю почему»). Метафорически о таких преобладающих среди подростков кризисных состояниях можно сказать: «Экстремальные переживания без экстремальных факторов».
Непонимание взрослыми того, что на разных стадиях пресуицидального периода действуют различные факторы, более того, если стремление упростить суицидальную ситуацию до одного фактора является жестким, то оно может способствовать разрастанию деструктивных конфликтов по проблемам разделения вины и ответственности в педколлективе или между школой и родителями.
            Возрастные особенности подростков, которые могут усилить развитие суицидальных тенденций
 Выделяются 3 возрастных фактора:
I.    Усиливающаяся в подростковом возрасте разбалансированность личности, которая затем в большинстве случаев сглаживается.
Практически это означает то, что дисбаланс образует «слабое место» для психологического воздействия со стороны сверстников, родителей, учителей.
 Для одного подростка таким трудно переносимым воздействием будут являться чрезмерные требования и запреты, для другого - резкое прерывание контакта без объяснений, для третьего - лишение его возможности уединения и т.д. В целом, это зависит от типа акцентуации его характера.
Наиболее подвержены суицидальному риску при психологическом давлении подростки с сенситивной, циклоидной и лабильной акцентуациями характера.При этом для сенситивного характера опасны чрезмерные требования и угроза потери положительного имиджа в глазах других.
II.    Следующим важным отличием подросткового периода от взрослого является относительно жесткая заданность жизненных сфер (семья, школа, сверстники). Подросток как бы вынужден постоянно присутствовать в общении с родителями, ходить в школу, общаться с одними и теми же сверстниками. Всякие попытки уединения, избегания контактов в течение «длительного» времени обычно вызывают различные негативные реакции (иногда подростки жалуются: «Да когда же все оставят меня в покое»). По видимому, взрослые излишне боятся и не могут долго переносить ситуации, когда подро-сток начинает, по каким-то причинам, стремиться к уединению, их мучают вопросы: «О чем он там думает?», «Чем занимается?». А более активные сверстники могут отягощать его положение, навешивая различные ярлыки - «тормоз», «закликало» и т.п. Здесь важно то, что в случае возникновения усталости, подавленного настроения и т.п., взрослый человек может создать условия для уединения (взять бюллетень, отгулы, уехать и т. п.), которые ему необходимы для восстановления, для того чтобы «душа присоединилась к мыслям и действиям», то есть отношения «я — мы» как-то гармонизировались.
Подростки, в подавляющем большинстве случаев, лишены такой возможности, поэтому им труднее справляться с психологическим напряжением, особенно в конфликтогенной ситуации или в негативном по отношению к нему социальном окружении. В качестве примера можно привести еще один случай из консультативной практики.
III.    И еще одна особенность, характерная для подростков - стремление к романтизации суицида, в случае, если подростку явно не хватает позитивных моделей героического поведения. Особенно романтизируются суициды кумиров молодежной музыки и моды, что может провоцировать почти, что эпидемии суицидальных действий среди подростков.
Так, после смерти лидера очень популярной рок - группы «Нирвана» (в текстах песен которой часто встречалась тема смерти) в Америке был создан специальный комитет по работе со средствами массовой информации с целью профилактики эпидемии молодежных суицидов. Его основная задача состояла в том, чтобы средства массовой информации давали сбалансированную инфор-мацию о смерти молодежного кумира. Акценты в теле- и радиопередачах, в газетных статьях были расставлены, так, что оценка поступка была отделена от оценки человека: «...он был хороший человек, а поступок совершил плохой».
В нашей ситуации так же давно назрела необходимость специальной работы с редакторами газет и теле - радиоканалов по разъяснению возможной роли СМИ в провоцировании подростковых суицидов. Известны случаи, когда редакторы дают просто шокирующие, не только профессионалов, установки. Редакторам нужны сенсации, поэтому среди корреспондентов часто встречаются установки типа: «Больше крови», «учителя виноваты» и т. п.
Стремление романтизировать суицид в подростковом возрасте, к сожалению, сейчас получает все большее распространение и требуются очень большие усилия, чтобы объяснить подростку, что суицид - это не проявление «силы», а почти всегда - «крик о помощи».

Родительская поддержка - это процесс: в ходе которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;
-    который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;
-    который помогает ребенку избежать ошибок;
-    который поддерживает ребенка при неудачах.
Для того чтобы научится поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.
Поддерживать ребенка - значит, верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.
Для того чтобы проявить веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
-    забыть о прошлых неудачах;
-    помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
-    позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха;
-    помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с га-рантированным успехом. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребенка, так и у родителя.
Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1.    Опираться на сильные стороны ребенка.
2.    Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3.    Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.
4.    Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.
5.    Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6.    Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
7.    Проводить больше времени с ребенком.
8.    Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9.    Уметь взаимодействовать с ребенком.
10.Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
11.Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12.Принимать индивидуальность ребенка.
13.Проявлять сопереживание и веру в Вашего ребенка. Демонстрировать оптимизм.
Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Например, слова поддержки:
-    Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
-    Ты делаешь это очень хорошо.
-    У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
-    Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова разочарования:
-    Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
-    Ты мог бы сделать это намного лучше.
-    Эта идея никогда не сможет быть реализована.
-    Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Когда я выражаю удовольствие от того, что делает мой ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.
Поддерживать можно посредством:
-    отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд»);
-    высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идёт хорошо», «Хорошо. Я благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», « Я рад, что ты попробовал это сделать, хотя всё получилось вовсе не так, как ты ожидал»);
-    прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять
подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);
-    совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);
-    выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон.
Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п.
Романова Н.А. педагог-психолог МБОУ гимназия №20
 


« Все статьи рубрики

Новости

21.04.2017 Завершился XV Российский национальный юниорский водный конкурс старшеклассников – 2017

 С 15 по 19 апреля в Москве прошел финал 15 Российского национального юниорского конкурса водных проектов старшеклассников.  Конкурс пров...

10.04.2017 Прощай, Азбука!

   27 марта, в первый день весенних каникул, в начальной школе гимназии № 20 состоялся литературный праздник...

13.02.2017 Точка, точка, запятая, вышла маска Золотая…

31 января у учащихся 5-х классов МБОУ гимназии № 20 в рамках «Программы адаптации к средней школе» прошел...

20.01.2017 13 января в гимназии № 8 прошел праздник «Накануне Васильева дня» - Коляда

 13 января в гимназии № 8 прошел праздник «Накануне Васильева дня» - Коляда, это один из значимых пра...

26.12.2016 На занятии по внеурочной деятельности в 1 «Б» классе МАОУ СОШ №22 ребята обменивались информацией о возникновении праздника «Новый год»

  С незапамятных времён встречают и  отмечают во всем мире этот замечательный праздник  по-разному. Реб...

31.10.2016 Ежегодно в октябре месяце в городе Новороссийске проводятся мероприятия в защиту Черного моря

Учащиеся МАОУ СОШ № 22 с учителем биологии Балала И. Е. в рамках акции «Поможем Черному морю прямо сейчас!&ra...




Герой дня     Имеем право     Образование     Научись!     Психология     Спорт     Стиляга     ЧитайКа     Будь здоров!     Экспедиция «Имя Кубани»    

Подготовка к школе     Разговор по душам    


ВЗРОСЛЫЕ и ДЕТИ

Новороссийск
      связаться с нами:
телефон: +7 (8617) 72-60-51
e-mail: info@vid-nov.ru